Искать  
 

Итоги недели анализа судебной практики по вопросу аренды лесных участков

13 февраля 2012 г.
Размещение заказов на выполнение работ по разработке ветровальных, буреломных насаждений на лесных участках у единственных подрядчиков противозаконно и подлежит административному преследованию
Согласно части 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации государственные контракты, предусматривающие одновременно с выполнением работ по разработке ветровальных, буреломных насаждений на лесных участках продажу лесных насаждений для заготовки древесины должны содержать положения, присущие договорам купли-продажи лесных насаждений.
Однако, как свидетельствует практика размещении государственного заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в Центральном Федеральном округе чаще на основании государственных контрактов заключаются договоры купли-продажи лесных насаждений, что не является противозаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов), отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются вышеназванным законом.
По смыслу части 2 статьи 1 Закона о размещении заказов данный нормативный правовой акт применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Под государственными нуждами, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов, понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, государственных заказчиков.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Часть 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, указанных в статьях 8184 Лесного кодекса РФ, полномочия по проведению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Часть 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ устанавливает обязательность при размещении заказов на выполнении работ в рамках мероприятий по охране, воспроизводству и защите лесов осуществлять в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов. Указанный закон устанавливает единые обязательные требования по размещению подобных заказов, вводя равноправие для всех участников размещения таких заказов.
Часть 5 статьи 19 Лесного кодекса РФ устанавливает, что особенности работ и заключения договоров, указанных в частях 2 и 3 статьи 19 Лесного кодекса РФ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05 июля 2010 года № 418 (далее – Положение) установлены виды заказчиков, которые участвуют в размещении заказа, правила размещения заказа и заключения договора купли-продажи.
Учитывая, что разработка ветровальных, буреломных насаждений на лесных участках относится к работам по охране, защите, воспроизводству лесов, отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ по разработке ветровальных, буреломных насаждений на лесных участках, регулируются Законом о размещении заказов.
Государственные контракты, заключенные с единственным подрядчиком в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов нельзя признать нормативно обоснованными.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов. Применение других способов размещения заказа, то есть без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещение заказа на товарных биржах), рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных указанным Законом.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.
По смыслу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Работы по разработке ветровала на лесных участках осуществляются в связи с ликвидацией последствий опасного природного явления.
У заказчика достаточно времени для применения иных способов размещения заказа (кроме заключения контрактов у единственного подрядчика), предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со статьёй 48 Закона о размещении заказов, заказчик вправе разместить заказ путем запроса котировок у участников размещения заказа, которые прошли предварительный отбор в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2006 года № 261.
В указанный перечень входят: аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия); работы по очистке территорий, зданий и сооружений от загрязнений, связанные с первоочередным жизнеобеспечением населения в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия); работы по развертыванию и сооружению временного жилья, а также временных объектов жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.
В случае возникновения потребности в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов должно осуществляться в соответствии с общей нормой части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов, то есть заказчик обязан принять решение о том способе размещения заказа, который предписан данным Законом (часть 3 статьи 48 Закона о размещении заказов).
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 года № 1843-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами юридических лиц в размере 100 000 рублей.
Вместе с тем одновременно с выполнением работ по разработке ветровальных, буреломных насаждений на лесных участках осуществлялась продажа лесных насаждений для заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Договоры купли-продажи заключаются между государственным заказчиком, с одной стороны, и лицами, являющимися второй стороной по государственным контрактам (коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями). Такие лица в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли (статьи 50, 66, 107, 113 ГК РФ).
Изложенное указывает на наличие в государственных контрактах, к отношениям сторон которых применяются соответствующие установленные ГК РФ правила о договоре подряда, фактически порядка определения цены таких контрактов, что не противоречит пункту 1 статьи 709 ГК РФ, согласно которому в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, которым определено, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. И государственные контракты и договоры купли-продажи лесных насаждений являются возмездными договорами.
Заключение государственных контрактов под предусмотренный вышеназванной нормой (пункт 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов) случай размещения заказа у единственного поставщика также не подпадает. Таким образом, заключение государственных контрактов по разработке ветровальных, буреломных насаждений на лесных участках осуществляется с нарушением требований части 2 статьи 10 и части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, состоит в нарушении установленных законодательством требований, предъявляемых к принятию должностными лицами уполномоченных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Диспозиция статьи 7.29 КоАП РФ предусматривает, что административное правонарушение посягает на порядок, устанавливающий ограничения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов (в форме конкурса или аукциона) путем запроса котировок цен или без заключения контракта. Указанные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Такие ограничения обеспечивают эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Заключение государственного контракта на выполнение работ по разработке ветровальных, буреломных насаждений на лесных участках, с одновременной продажей лесных насаждений, с единственным подрядчиком в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов будет являться основанием для применения в отношении должностного лица, принявшего решение о способе размещения государственного заказа, мер административного воздействия, предусмотренных статьёй 2.4 КоАП РФ.
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Другое дело
Осторжно, клещи!

Уважаемые лесопользователи!

В целях предупреждения и исключения распространения новой коронавирусной инфекции департамент лесного хозяйства Костромской области рекомендует минимизировать личное посещение Департамента, ОГКУ-лесничеств, ОГБУ "Костромская база охраны лесов". По возможности производить визит только по чрезвычайно важным и неотложным вопросам.

Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников
Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников
РЕАЛИЗАЦИЯ ДРЕВЕСИНЫ заготовленной при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и добыче полезных ископаемых публикуется в официальных бюллетенях Росимущества под заголовком: ПРОДАЖА ДРЕВЕСИНЫ во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
 
 
Памятка арендатора лесного участка
Мошенники
Памятка «Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий»
Все права принадлежат ООО Инженерно-Технологический Центр «СКАНЭКС»
Официальный сайт для размещения информации о торгах

 

Авторские права © 2009-2021 Департамент лесного хозяйства Костромской области
Разработка сайта: Компания "Рамедиа"