Преобразования в лесном хозяйстве России до 1936 года

25 января 2023 г.
До революции 1917 года законодательно закреплялось, что управление лесами осуществляют лица, которым леса «приписаны» (кому принадлежат и за кем закреплены). Например, казёнными лесами управлял Лесной департамент, частными лесами – собственники, заводскими – заводское управление и Горный департамент, лесами казачьих войск – областное войско, удельными лесами – управление уделов и.т.д. Заводы, духовные ведомства, города могли быть как собственниками леса, так и пользоваться ими по факту принадлежности леса из состава государственных. Но охрана лесов признанных защитными и водоохранными, вне зависимости от того, кому они принадлежали или были приписаны, находились в ведении лесоохранительных комитетов, образованных по всей стране.
После Февральской революции 1917 года, лес начали рубить все, кто мог и хотел. В статье « Лесная революция», опубликованной в 1918 году изложено: « Лозунг «свобода» в мартовскую эпоху был воспринят населением как дозволение недозволенного, как возможность осуществления того, что раньше было недостижимо. Лес – ничей, Божий, лес – не рощеный, не саженый, лес – наш. Нажим на лес получило дикие формы. Рубили лес все, кто мог и хотел. Расправлялись с лесом, как с вечным своим врагом. Можно было подумать, что революция направляется именно на лес».
В условиях Гражданской войны, разрухи, топливного голода, беспорядка леса стали рубить интенсивнее, чем до 1917 года. Использовали не всю древесину, вырубки захламляли, что способствовало распространению лесных пожаров, особенно в сухие 1920 и 1921 годы. Например, за советское время до 1923 года в Московской области лес вырублен и выгорел на большей площади, чем за весь XIX век. В лесничествах Рязанского округа вырубали по десять годичных лесосек. В Калужской области: «Лесничие часто получали от губернского начальства предписания такого рода –«отпустить лес без отвода лесосек» , (Л.М. Битков). В Новгородской области « в период 1918 – 1922 г.г. упорядоченной хозяйственной деятельности в лесах … не велось, вырубались самые лучшие массивы и ценные породы…. Перерубы расчетной лесосеки превышали в пять раз… при этом вырубали лесные массивы вблизи дорог и сплавных рек…. Администрация лесничеств не имела никаких прав, поэтому охрана лесов практически не осуществлялась». Лесистость по сравнению с 1914 годом сократилась в два раза.
Из-за тяжелого материального и правового положения многие лесничие уходили на более оплачиваемые должности в другие ведомства. Средняя ставка лесничего до 1923 года в Костромской области (губернии) равнялась 15 руб. в месяц, что составляло лишь 4,6% от его средней довоенной ставки.
В постановлении ВЦИК от 25 июля 1923 г. в формулировке целей лесного хозяйства приоритет был отдан «обеспечению древесиной как трудового населения, так и государственной потребности и лесной промышленности». Достичь этого предполагалось, отказавшись от лесоводственных требований к рубкам главного пользования, поскольку они затрудняли получение нужного количества древесины. В 1929 году постановлением Совнаркома было разрешено рубить лес концентрированными рубками. В этом же году лесное хозяйство было переведено из сферы материального производства в бюджетную, наравне с библиотеками, больницами, школами и.т.д. Постановлением ЭКОСО РСФСР (от 19 мая 1927 г.) было определено: лесосеки не продавать, а распределять. Это означает, что партийное руководство окончательно приняло точку зрения на лес как на ресурс, который имеется в большом количестве и при использовании которого необязательно вкладывать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в его восстановление. Например, в Буйском районе с 1931по 1934 заготавливалось и вывозилось ежегодно 400 – 500 тысяч древесины, в тоже время, по лесокультурным работам в 1932 году был произведён посев на площади 19,56 га, в 1933 и 1934 годах данные работы не проводились. Лесные доходы по лесам местного значения из года в год росли, но до 1931 года лесокультурные работы не проводились и только в 1932 был заложен лесной питомник площадью 560 кв. метров и в 1934 году был произведён посев леса на площади 17 га.
В 1930-е годы лесоустроительные работы по сути были подменены лесоэкономическими обследованиями, лесоинвентаризациями. В качестве форм организации лесного хозяйства появились планы лесоэксплуатации.
Рубки без правил, в громадных объёмах, проводившихся в самых населённых районах России, привели к явному нарушению экологической обстановки. К примеру, профессор М.Е. Ткаченко писал: «В Рязанском округе есть лесничества, где в 4 года вырублены 56 годичных лесосек». Поскольку основным путём транспорта древесины в то время являлся сплав и очень большой объем рубок производился по берегам рек, это вызвало значительное ухудшение их гидрологического режима, так и размыв берегов, появление мелей, что негативно сказывалось на водном транспорте. Поэтому в 1936 году была выделена водоохранная зона шириной 20 км. вдоль рек Днепр, Десна, Волга, Молога, Шексна, Ока, Москва, Клязьма, Кама, Белая, Вятка, Унжа, Ветлуга. Потребовалась разработка полноценных проектов ведения лесного хозяйства, возрождалось лесоустройство. Начался новый период связанный с деятельностью образованного при СНК СССР Главного управления лесоохраны и лесонасаждений (Гослесоохрана). Была поставлена задача - увеличить объёмы лесокультурных работ, рубок ухода за лесом, наладить санитарную и противопожарную охрану лесов. В это же время, приказом Верхне-Волжского Управления Лесоохраны и Лесонасаждений от 1 октября 1936 года был образован Буйский лесхоз по Буйскому району Ярославской области.
ОГКУ «Буйское лесничество»