Искать  
 

 
Интерактивная инвестиционная карта Костромской области

Из истории лесного хозяйства. ПОЛОЖЕНИЕ О СБЕРЕЖЕНИИ ЛЕСОВ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

6 июля 2018 г.

Принятие 4 апреля 1888 года Положения о сбережении лесов, которое вошло в состав Устава лесного, определило позицию правительства России по введению государственного контроля за состоянием, использованием и охраной лесов независимо от форм собственности на них. Действие документа распространялось на все леса европейской России (казенные, общественные, частные). Закон определил порядок надзора за сбережением лесов. Общий надзор за исполнением правил сбережения лесов осуществлял лесной департамент России. В Уставе говорилось: «воспрещаются опустошительные рубки растущего леса, вследствие которых истощается древесный запас, естественное возобновление делается невозможным и вырубленные площади обращаются в пустыри» (Устав лесной, ст. 722, 1905 г.).

Впервые леса, независимо от форм собственности, были разделены по степени важности для государства. Законом предусматривалось выделение защитных и водоохранных лесов.

Принципиальным положением нового закона являлось условие, при котором затраты на реализацию природоохранных мероприятий согласно утвержденным планам должны были нести собственники лесов. В ст. 19 и 20 Устава лесного (1913 г.) определено, что расходы по осуществлению лесохозяйственных мер возлагаются на владельцев защитных и водоохранных лесов. В тех случаях, когда владельцы частных, общественных лесов не соглашаются принимать на себя расходы, связанные со сбережением защитных, водоохранных лесов, государство имеет право приобретать эти леса в казну.

Непосредственное заведование сбережением лесов в пределах уезда возлагалось на уездный лесоохранительный комитет, в губерниях - на губернский лесоохранительный комитет. Эти комитеты в уездах возглавляли уездные предводители дворянства, в губерниях - губернаторы.

Значимость комитета состояла уже в том, что его возглавлял губернатор. Первым председателем лесоохранительного комитета Костромской губернии в 1889 году был губернатор, тайный советник Виктор Васильевич Калачев. В первый состав комитета губернии входили: вице-губернатор, председатель окружного суда, управляющий государственным имуществом, председатель земской губернской управы, представитель путей сообщения, два члена из местных землевладельцев и старший лесной ревизор. В дальнейшем состав комитета менялся, но неизменным являлось то, что в него постоянно входили соответствующие представители корпуса лесничих губернии.

Костромской лесоохранительный комитет просуществовал вплоть до 1917 года.

К прямым обязанностям лесоохранительного комитета относилось: признание лесов защитными, водоохранными; разрешение перевода лесных площадей в другой вид угодий; утверждение планов лесного хозяйства; установления срока для искусственного облесения владельцем неправильно истребленных лесов; приостановка или отмена распоряжений владельцев относительно опустошительных рубок.

Так с 1897 по 1914 годы постановлениями Костромского лесоохранительного комитета запрещалась рубка на различные сроки в 204 лесных частных дачах на площади 61,6 тыс. десятин. Больше всего таких запретов было в Солигаличском уезде - в 54 дачах на площади 14,7 тыс. дес., в Кологривском, соответственно, 39 и 19,6; Костромском - 28 и 3,1; Нерехтском - 24 и 1,7; Галичском - 21 и 2,3. Меньше всего приостановлено рубок в Юрьевецком и Кинешемском уездах - в 2 дачах на площади 316 десятин и в 2 дачах на площади 535 десятин. В Корцовской волости Солигаличского уезда в лесной даче «Прибылое» площадью 1500 десятин, принадлежащей норвежскому подданному Генриху Мерху, постановлением лесоохранительного комитета от 7 марта 1914 года воспрещалась рубка в течение двух лет. В Чудцовской волости в лесной даче по рекам Кострома и Колногорь, около деревень Дьяконово и Натальино, площадью 5611 десятин, принадлежащей крестьянину Владимирской губернии Покровского уезда Якову Андрианову и московскому купцу Егору Бабушкину, постановлением от 2 ноября 1905 года рубка леса воспрещалась в течение 10 лет. В Вершковской волости в лесной даче «Костениково» площадью 300 десятин, принадлежащей потомственному почётному гражданину Николаю Собенникову, Василию Ильичёву и Ольге Степановой, постановлением от 3 сентября 1912 года рубка леса воспрещалась в течение 19 лет.

В лесной даче «Спасская Рамень» Кологривского уезда Спасской и Николо-Мокровской волостей площадью 1280 десятин, принадлежащей купцу Федору Горину, постановлением от 7 марта 1914 года запрещалась рубка на 14 лет. В Макарьевском уезде Нёмденской волости в лесной даче «Льгово» площадью 2404 десятины, принадлежащей товариществу крестьян д. Льгово, дворянину г. Макарьева Константину Семенову и мещанину этого города Дмитрию Троицкому, постановлением от 10 июня 1913 года запрещалось производить рубку в течении 5,5 лет. В том же уезде Унженской волости в лесной даче площадью 2474 десятины, принадлежащей акционерному обществу английского подданного Вальтера Безгауза, постановлением лесоохранительного комитета от 4 июля 1914 года запрещалось рубить в течение одного года.

За период с 1899 по 1912 годы лесоохранительным комитетом был разрешен перевод лесных участков в другой вид угодий (пашни, сенокосы и т. д.) 451 заявителю на площади 21,5 тыс. дес. Опустошительные рубки приостановлены в 137 случаях на площади 58,2 тыс. дес. Утверждено 156 планов по ведению хозяйства в лесных дачах на площади 495,7 тыс. дес. Возбуждено и передано в суд 6 дел за нарушения Положения о сбережении лесов, подготовлено постановление об отнесении одной лесной дачи к водоохранной зоне и рассмотрены многие другие вопросы.

Так в лесной даче «Заторское» Галичского лесничества Рылеевской волости лесоохранительный комитет запретил заготовку леса московскому купцу Г. М. Жданову и инженеру-механику Д. М. Гольману по причине переруба ими утвержденного ежегодного отпуска древесины на площади 30,3 дес. Купцам не хватало этого леса, и вместо одной лесопильной рамы, рассчитанной на утвержденный объем древесины, они построили на станции Лопарево, в 18 верстах от дачи, лесопильный завод на 4 рамы. После постановления комитета купцы вынуждены были искать древесину в других лесных дачах, а впоследствии, разорившись, уехать из Лопарева.

Лесоохранительный комитет решал и другие вопросы. Существующим законодательством запрещалось лицам еврейской национальности приобретать в собственность землю. Однако они этот закон легко обходили. Лесные дачи покупали лица, которым законом не запрещалось их приобретать, но их хозяевами являлись евреи. Так владения дворянина Ренгельна на дачу Комлево Рылеевской волости на самом деле принадлежали еврею Лейбе Слониму. В практике были такие случаи, что еврей, фактический собственник дачи, не мог назвать документального владельца только что купленной дачи не потому, что не хотел, а потому что не знал его фамилию или забыл. В данном случае приходилось представителям лесоохранительного комитета и этому фактическому владельцу дачи обращаться к нотариусу и там выяснять документального владельца дачи. Конечно, такие дела почти не рассматривались, так как всегда было очень трудно определить фактического владельца дачи.

В 1912 году в работе лесоохранительного комитета принимали участие 126 чиновников различных ведомств, в том числе 39 работников лесного хозяйства казенных и удельных лесов (25 и 14), 34 полицейских чиновника и 53 земских начальника.

Все приведенные примеры показывают, насколько эффективно работал Костромской лесоохранительный комитет. Охрана лесов осуществлялась невзирая на лица, на обстоятельства, нерадивым хозяевам комитет запрещал рубку леса на многие годы. Такие решительные меры обязывали владельцев лесных дач соблюдать элементарные правила ведения лесного хозяйства, не допуская при этом грубых нарушений существующего в то время законодательства.

Подробные сведения и контактные данные представлены в разделе: "Защита и охрана лесов/Лесные пожары"

Памятка арендатора лесного участка
Памятка «Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий»
Правила чемпионата мира среди лесорубов
Все права принадлежат ООО Инженерно-Технологический Центр «СКАНЭКС»
Официальный сайт для размещения информации о торгах
Портал "Витрина закупок Костромской области"
banner_240_60
Авторские права © 2009-2018 Департамент лесного хозяйства Костромской области
Разработка сайта: Компания "Рамедиа"